Основным требованием федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

В чем состоит проблема?

Учебная нагрузка, заложенная указанными стандартами, предусматривает как аудиторную, так и самостоятельную работу студента.

Ключевые компетенции будущего специалиста должны формироваться и в результате самостоятельной деятельности обучающегося. Но здесь мы наблюдаем серьезную проблему.

Проблема стоит перед всеми образовательными организациями. Заключается она в практической невозможности контроля за самостоятельной деятельностью студента при использовании традиционных методик обучения.

Если в случае с обучением по очной форме получения образования ситуация проще, так как проверять результаты самостоятельного освоения учебного материала можно путем выделения на это определенного времени на аудиторных занятиях, то в ситуации с обучением студентов-заочников все намного сложнее.

В то же время, объем самостоятельной работы студентов, обучающихся заочно, очень велик. Как следствие, отсутствие полноценной организации самостоятельной работы и контроля за этим видом деятельности обучающихся, приводит к несформированности ключевых компетенций.

В результате образовательная организация выпускает студентов, имеющих «профессиональные компетентностные пробелы».

Выходом из сложившей ситуации могут стать дистанционные образовательные технологии.

Уже много лет идет напряженная дискуссия о полноценности дистанционного образования.

Дистанционное обучение как способ решения проблемы

Противники этого способа организации учебного процесса ссылаются на отсутствие качества обучения, несформированность ключевых компетенций, невозможность полноценного контроля.

Целью настоящей статьи не является выявление плюсов и минусов какой-либо из крайней точек зрения по этому вопросу.



Очевиден тот факт, что дистанционные формы организации самостоятельной работы студентов-заочников в любом случае положительно будут влиять на формирование ключевых компетенций, поскольку речь здесь не идет о замене аудиторной нагрузки внеаудиторной.

Самостоятельная работа всегда выполняется вне присутствия преподавателя. Дистанционные технологии помогают ее грамотно организовать.

Как организовать самостоятельную работу студента дистанционно?

Для организации этого вида деятельности необходим учебный сайт, доступный через сеть Интернет.

Студент-заочник получает доступ в закрытый раздел сайта, где ему доступны материалы для освоения темы, вынесенной на самостоятельное изучение.

Изучив материал, студент выполняет домашнее задание, которое после выполнения появляется в аккаунте преподавателя. Только после проверки и положительной оценки преподавателя обучающемуся открывается доступ к следующей теме.

Преподаватель имеет возможность:

  1. Принять домашнее задание, в результате чего студент допускается к изучению следующей темы.
  2. Отклонить домашнее задание, что означает необходимость заново выполнить его.
  3. Отправить домашнее задание на доработку, с указанием недостатков, которые необходимо исправить.

Такой способ дистанционного обучения принято именовать «поэтапным доступом».

К моменту промежуточной аттестации студент должен освоить все темы и сдать преподавателю все домашние задания.

При таком подходе можно быть уверенными, что все ключевые компетенции, формирование которых заложено в федеральном государственном образовательном стандарте и рабочей программе учебной дисциплины или профессионального модуля, будут сформированы у обучающегося в процессе его самостоятельной работы.

Безусловно, на сформированность компетенций обучающегося будут оказывать влияние и иные факторы, в частности, качество контента (обучающих материалов), ответственный подход преподавателя к проверке домашнего задания, выполненного в ходе самостоятельной работы.

Эти моменты выходят за рамки темы данного материала.

Рассмотренные нами формы организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, доступных на современном этапе развития web-разработки, способны качественно повысить уровень подготовки студентов-заочников.

Поставленные цели в этом случае достигаются путем изменения самой организации самостоятельной работы обучающихся, при этом качество контента может оставаться неизменным.