Дистанционная организация самостоятельной работы заочников

Основным требованием федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования является формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций.

В чем состоит проблема?

Учебная нагрузка, заложенная указанными стандартами, предусматривает как аудиторную, так и самостоятельную работу студента.

Ключевые компетенции будущего специалиста должны формироваться и в результате самостоятельной деятельности обучающегося. Но здесь мы наблюдаем серьезную проблему.

Проблема стоит перед всеми образовательными организациями. Заключается она в практической невозможности контроля за самостоятельной деятельностью студента при использовании традиционных методик обучения.

Если в случае с обучением по очной форме получения образования ситуация проще, так как проверять результаты самостоятельного освоения учебного материала можно путем выделения на это определенного времени на аудиторных занятиях, то в ситуации с обучением студентов-заочников все намного сложнее.

В то же время, объем самостоятельной работы студентов, обучающихся заочно, очень велик. Как следствие, отсутствие полноценной организации самостоятельной работы и контроля за этим видом деятельности обучающихся, приводит к несформированности ключевых компетенций.

В результате образовательная организация выпускает студентов, имеющих «профессиональные компетентностные пробелы».

Выходом из сложившей ситуации могут стать дистанционные образовательные технологии.

Уже много лет идет напряженная дискуссия о полноценности дистанционного образования.

Дистанционное обучение как способ решения проблемы

Противники этого способа организации учебного процесса ссылаются на отсутствие качества обучения, несформированность ключевых компетенций, невозможность полноценного контроля.

Целью настоящей статьи не является выявление плюсов и минусов какой-либо из крайней точек зрения по этому вопросу.



Очевиден тот факт, что дистанционные формы организации самостоятельной работы студентов-заочников в любом случае положительно будут влиять на формирование ключевых компетенций, поскольку речь здесь не идет о замене аудиторной нагрузки внеаудиторной.

Самостоятельная работа всегда выполняется вне присутствия преподавателя. Дистанционные технологии помогают ее грамотно организовать.

Как организовать самостоятельную работу студента дистанционно?

Для организации этого вида деятельности необходим учебный сайт, доступный через сеть Интернет.

Студент-заочник получает доступ в закрытый раздел сайта, где ему доступны материалы для освоения темы, вынесенной на самостоятельное изучение.

Изучив материал, студент выполняет домашнее задание, которое после выполнения появляется в аккаунте преподавателя. Только после проверки и положительной оценки преподавателя обучающемуся открывается доступ к следующей теме.

Преподаватель имеет возможность:

  1. Принять домашнее задание, в результате чего студент допускается к изучению следующей темы.
  2. Отклонить домашнее задание, что означает необходимость заново выполнить его.
  3. Отправить домашнее задание на доработку, с указанием недостатков, которые необходимо исправить.

Такой способ дистанционного обучения принято именовать «поэтапным доступом».

К моменту промежуточной аттестации студент должен освоить все темы и сдать преподавателю все домашние задания.

При таком подходе можно быть уверенными, что все ключевые компетенции, формирование которых заложено в федеральном государственном образовательном стандарте и рабочей программе учебной дисциплины или профессионального модуля, будут сформированы у обучающегося в процессе его самостоятельной работы.

Безусловно, на сформированность компетенций обучающегося будут оказывать влияние и иные факторы, в частности, качество контента (обучающих материалов), ответственный подход преподавателя к проверке домашнего задания, выполненного в ходе самостоятельной работы.

Эти моменты выходят за рамки темы данного материала.

Рассмотренные нами формы организации учебного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий, доступных на современном этапе развития web-разработки, способны качественно повысить уровень подготовки студентов-заочников.

Поставленные цели в этом случае достигаются путем изменения самой организации самостоятельной работы обучающихся, при этом качество контента может оставаться неизменным.

Оцените статью
ЮРИДИЧЕСКИЕ КЕЙСЫ
Добавить комментарий

  1. Андрей

    Если говорить, Андрей, о вузовской программе,то дистанционное обучение — провальный вариант, на мой взгляд. Во всякомслучае провален существующий вариант. А если говорить о курсах, формирующих какие то конкретные профессиональные навыки в краткосрочный период, то дистанционное обучение — то что надо

    Ответить
    1. Андрей Викторович Иванов автор

      В данный момент успешно реализую дистанционным способом руководство выполнением курсовых и дипломных работ студентами-заочниками.
      Использую именно поэтапный доступ. Студент не получает возможности перейти на следующий этап работы, пока мною не будет одобрено задание.
      Например, пока я не одобрю введение студент не может начать работу над основной частью. Это исключает написание работы без изначальной постановки цели задач, с чем я постоянно сталкивался ранее.
      Получается своеобразный квест. 8 уровней)) На 8 уровне — готовая работа, за которую не стыдно ни студенту, ни мне.

      Ответить
  2. Андрей

    Андрей, с таким вариантом согласен. То есть опять же конкретика. А вот когда ведешь занятия вживую по дистанционке, половина пришло, а осталтные подходят в течение двух часов… Тогда жестко все в плане усвоения. Хотя вопроосы конечно к методистам в таком случае, или к деканам, словом, к руководству )

    Ответить
  3. Андрей Викторович Иванов автор

    Я бы даже больше сказал. Даже тем, кто пришел усваивать материал при дистанционной трансляции очень тяжело.
    Я однажды в Москве в Институте ЮНЕСКО участвовал в одном интересном эксперименте и понял это на себе.
    Если интересно, расскажу.

    Ответить
    1. Андрей

      Андрей, отправлял комментарий — видимо не дошел как-то или не отправился. Конечно, крайне интересно узнать, что о Вашем опыт в Институте Юнеско!

      Ответить
  4. Андрей Викторович Иванов автор

    Разбирали как раз вопросы организации ДО. Лектор (кстати, очень приличный) рассказывал материал, было ново, интересно, слушалось легко.
    Затем объявили 15-минутный кофе брейк. А после него лектор появился на экране, сказал, что не успел вернуться в аудиторию, у него еще осталось 40 минут лекции и он проведет их из соседнего кабинета, через веб-камеру. И продолжил…
    Через проектор с компьютера мы видели его на большом экране, слышали его через колонки, он продолжил с того момента, на котором остановился до перерыва.
    40 минут никто не выдержал. Уже через 5-7 минут (точно естественно никто не засекал) начались просьбы вернуться в аудиторию.
    Он вернулся. Эксперимент удался. Мы убедились, что восприятие «живого» преподавателя и восприятие его же через средства дистанционной связи — принципиально разные вещи.
    Какой бы ни был замечательный преподаватель, он не сможет держать внимание большей части аудитории хоть сколько-нибудь длительное время.
    Резюме. Дистанционное обучение — полезнейшая вещь, но не в таком его варианте как чтение лекций на расстоянии с использованием телекоммуникационной связи. Это путь в никуда.
    Такой же путь в никуда — запись лекций на видео и просматривание их потом студентами.
    Готов к дискуссии)

    Ответить
  5. Андрей

    Касаемо чисто просмотра лекциями студентами и живого чтения: я думаю, что нельзя утверждать, что чтение лекций студентам сегодня вообще имеет какой-то смысл. К экзамену они готовятся все по википедии. Лекции имеют смысл, когда тема действительно очень актуальна аудитории. А когда их в вуз приучили к тому, что можно итак все сдать, чтение лекций (очень интересно и увлекательно) воспринимается не более чем шоу стэнд ап….
    А по поводу экперимента: мне кажется он был не совсем чистым: лектору сначала надо было провести 40 минут лекции дистанционно и только потом — вживую. Вы так не думаете, Андрей? )

    Ответить
    1. Андрей Викторович Иванов автор

      Я не совсем понял Вашу мысль, Андрей. Что бы изменилось?

      Ответить
  6. Андрей

    Ну, смотрите, Андрей: лектор изначально произвел на слушателей впечатление, когда читал лекцию «вживую», что называется. А потом 40 минут отчитал через дистанционные технологии. Понятно, что первое впечатление уже произведено, и слушатели сравнивают свое восприятие лектора «вживую» и дистанционно. Понятно, что им нравится живой вариант.
    Вы думаете, повторилась бы их реакция, если бы они сначала посмотрели его через дистанционные технологии, а только потом посмотрели на то, как он читает «вживую»?

    Ответить
Adblock
detector